Заслуга Ибарра Грассо — Все о Южной Америке



22.02.2012 11:28


Область Анд

america39Карстен также считает доказанным, что у инков существовала письменность. Он указывает на то, что многочисленные подробные исторические сведения и точно сформулированные законы.

Записанные испанскими хронистами со слов информаторов, не могли сохраняться только по памяти или благодаря мнемонической системе, должно было существовать и письмо. Его наличие подтверждают сообщения Молины, Сармиенто, а также вице-короля Толедо, который сам видел четыре полотнища с письменами.

На них были нарисованы портреты повелителей инков, вокруг которых были расположены записи преданий и мифов. Карстен предполагает, что у инков было картинное письмо, пиктография, что оно не сохранилось потому, что обрамленные в золото «картины» были сразу уничтожены испанцами, захватившими их ради золотых рам.

Заслуга Ибарра Грассо состоит в том, что он, установив иероглифический характер современной индейской письменности, выдвинул гипотезу о том, что она непосредственно происходит от тайной письменности инков.

Исторические и генеалогические предания, как и высшие знания во всех областях, поддерживались и развивались так называемыми амаута, которые составляли отдельную от жрецов группу,— явление редкое для древних обществ.

Поэтическое творчество в древнем Перу развивалось в нескольких направлениях. Сохранились в отрывках гимны, мифические сказания, поэмы исторического содержания, например о войне с племенем чанка, о борьбе за престол Уаскара и Атауальпы. Хронисты записали и лирические песни, романсы. Гарсильясо де ла Вега сообщает о существовании у инков комедий и трагедий, но Сиеса де Леон и Акоста дают более точные сведения: драмы древних перуанцев составляли часть представлений, сочетавших речевой текст с танцами и песнями. Вероятно, они состояли из диалогов между одним-двумя актерами с хором.

Наиболее значительным поэтическим произведением древнего Перу была поэма, позже переработанная в драму «Ольянтай». В ней воспеваются героические подвиги вождя одного из племен, правителя Антисуйо, восставшего против верховного инки. И позже, очевидно, нашли художественное отражение события и представления периода образования государства инков — борьбы отдельных племен против подчинения их централизованной власти инкской деспотии.

Концом государства инков обычно считается захват Куско войсками Писарро в 1532 г. и гибель в 1533 г. последнего верховного инки Атауальпы. При этом говорится о мгновенном падении этого царства, как о признаке его слабости. Между тем, государство инков вовсе не развалилось мгновенно, как карточный домик от дуновения ветра. В 1535 г. один из членов династии верховных инков, Манко, поднял восстание против захватчиков и даже на время осадил г. Куско, в котором обосновался Писарро. Через полтора года восстание было подавлено, и Манко с тремя сыновьями бежал в горный район Вилькапампу. Вскоре после смерти Манко его сыновья, принимавшие один за другим титул верховного инки, отстаивали независимость в пределах своей провинции более 35 лет.

Опорными центрами восставших были крепость Виткос и город-святилище Вилькапампа, известный под названием Мачу-Пикчу. Повстанцы использовали испанское огнестрельное оружие и имели мастеров, научившихся делать порох. Однако долго сопротивляться испанским завоевателям оказалось невозможно. Третий сын Манко, Тупак Амару, был захвачен в плен и казнен в 1572 г. Его имя принимали многие руководители восстаний, поднимавшихся индейцами в борьбе за независимость, за освобождение от колониального ига.


Похожие статьи:

Предыдущие статьи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *